Самая известная капелла Ватикана была построена архитектором Джованнино де Дольчи по проекту Баччио Понтелли между 1475 и 1481 годами, в эпоху правления папы Сикста IV. Сикстинская капелла – это обширный прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравные части прекрасной мраморной оградой, выполненной Мино де Фьезоле совместно с Джованни Далмата и Андреа Бреньо. Они же являются авторами кафедры хоров. Но самую главную ценность Сикстинской капеллы представляют, несомненно, фрески ее стен и свода, в особенности фрески Микеланджело, которые по праву считаются вершиной ренессанского искусства. Однако они появились здесь позже других, написанных его талантливыми предшественниками между 1481-1483 годами.
Так, стена напротив алтаря и две боковые стены были расписаны Перуджино, Пинтуриккио, Лукой Синьорелли, Козимо Росселли, Доменико Гирландайо и Боттичелли. Но славу, несравнимую ни с чем, принес ей Микеланджело.
Здесь до сих пор ощущается присутствие этого человека, чье сознание могло вместить, а рука исполнить невероятный замысел, сохраненный на сводах капеллы. В течение многих лет великий Микеланджело с неизмеримым упорством продолжал свой труд. В то время свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами, и Микеланджело был специально вызван в Рим папой Юлием Вторым для выполнения росписи этого огромного пространства свода. Микеланджело работал над фресками капеллы с 1508 по 1512 годы. Его тяга к величественному и монументальному, пожалуй, нигде не получила столь яркого воплощения как в фигурах Пророков и Сивилл.
Средний пояс свода украшают девять сцен из Книги Бытия, среди которых всемирно известная фреска Сотворение Человека. Четверть века спустя, между 1536-1541 годами, Микеланджело вернулся в Сикстинскую капеллу, на этот раз уже при папе Павле Третьем Фарнезе. Его новая огромная фреска Страшный Суд занимает всю алтарную стену капеллы. Для ее создания пришлось отказаться от двух фресок, написанных Перуджино, и замуровать два огромных стрельчатых окна. Центром идущего по кругу стремительного движения Микеланджело делает фигуру Христа, который выразительным драматическим жестом осуждает грешников. Он поднял правую руку, вынося свой страшный приговор: «Подите, проклятые!». Это не произнесено, не написано, но так и слышится с фрески.
Поразительное впечатление производят фигуры, окружающие Христа, сурового и непреклонного Судью. Справа внизу грешники на ладье Харона, проваливающиеся в ад; в небе ангелы, трубный глас которых призывает встать умерших. У ног Христа Святой Лаврентий и Святой Варфоломей с кинжалом в руке, в лике которого художник изобразил самого себя. Рядом с Христом изображена Мадонна. Она смиренна и безропотна в час приговора. На женские образы фрески Страшный Суд оказала влияние, видимо, прекрасная поэтесса Виктория Колонна, к которой Микеланджело питал страстные чувства.
Павел Третий, сопровождаемый своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена, часто приходил посмотреть на работу Микеланджело. Однажды он спросил Чезена его мнение о работе художника: «Ваша Светлость, эти фигуры были бы уместны где-нибудь в трактире, а не в Вашей капелле!». Микеланджело в ответ нарисовал Бьяджо в образе Миноса, и когда церемониймейстер обратился к папе с просьбой заставить убрать этот портрет, Павел Третий ответил: «Если бы Микеланджело поместил вас «наверху», я мог бы еще что-то сделать, но здесь, «внизу», у меня нет никакой власти».
В 1565 году живописец Даниеле де Вольтерра задрапировал обнаженные фигуры персонажей Страшного Суда, за что получил прозвище «Брагеттоне» (исподнишник), под которым навсегда остался в истории. Но и он не прикоснулся к фигуре Миноса! Недавняя реставрация, проведенная по новейшей технологии с использованием компьютерных разработок, вернула фрескам былую яркость и силу светотени.
С помощью японской телевизионной компании, предоставившей самую современную аппаратуру и прочие высокие технологии, удалось провести фото- и видео съемку каждой отдельной детали бесценных фресок Микеланджело, которыми расписан свод Сикстинской капеллы, а также его фрески Страшный Суд, что позволило значительно сократить сроки реставрационных работ.
Результаты реставрации, начатой в 1981 году и законченной в 1994 году, вызвали удивление даже среди ученых и экспертов, так как они опровергали утверждение, цитируемое во всех литературных источниках, касающихся творчества Микеланджело. Было принято считать, что художник, находившийся в постоянных поисках подходящей колористической гаммы, обычно пользовался неяркими красками. Однако в процессе реставрационных работ проявились подлинные цвета фресок, потускневших от дыма свечей и атмосферных воздействий.
И многие из пришедших в обновленную капеллу просто не поверили - подлинные образы художника оказались слишком сильными, а цвета - яркими, как на рекламном плакате. Некоторые историки искусства до сих пор отстаивают прежнюю капеллу, покрытую накопившейся за несколько веков свечной копотью и грязью. «Вновь обретенный» Микеланджело продолжает удивлять и восхищать миллионы туристов спустя почти пять столетий.
В Сикстинской капелле и сегодня совершаются особо торжественные церемонии и прежде всего знаменитый Конклав, собрание кардиналов, на котором избирается новый папа. Собравшиеся на площади верующие узнают о результатах голосования благодаря условному дымовому сигналу: белый дым извещает об избрании нового папы, черный – о продолжении Конклава.